Положение о самоподготовке
Утверждаю
Директор МСКОУ "ЗКШИ"
____________________
Л.А.Музыка
(приказ №____от________)
Положение
об организации самоподготовки
в МСКОУ "Зарубинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида"
1. Общие положения
1 1. Самоподготовка - один из важнейших режимных моментов в учебно-воспитательном процессе школы- интерната.
1.2.Самоподготовка организуется для воспитанников, обучающихся в школе- интернате по классам.
1.3.Самоподготвка проводится ежедневно кроме субботы с 16.30 до 17.30.
1.4.В период проведения самоподготовки предусмотрено обязательное проведение физкультминуток, 10-ти минутный перерыв для отдыха воспитанников.
1.5.Проведение самоподготовки в классах осуществляется в соответствии с данным Положением.
2.Цель и задачи самоподготовки
2.1.Целью проведения самоподготовки является подготовка обучающихся школы- интерната к учебному процессу в МСКОУ «ЗКШИ», расширение их творческих возможностей, развитие навыков самостоятельности.
2.2.Задачи:
- организация учебной деятельности воспитанников для подготовки к урокам в школе- интернате;
-соблюдение режима дня, труда и отдыха воспитанников МСКОУ «ЗКШИ»;
-организация приготовления домашнего задания воспитанников;
-занятость обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в постоянном педагогическом влиянии.
3.Организация самоподготовки
Самоподготовка - обязательное ежедневное занятие по классам. На ней выполняются только учебные задания учителей. В процессе самоподготовки осуществляется закрепление умений и знаний обучающихся, воспитанников школы- интерната путём упражнений, в применении их на практике. В выборе заданий учащиеся не свободны. Для того чтобы исполнительность у них дала желаемые для учителя результат, во время самоподготовки воспитателем устанавливается определенный порядок, который неукоснительно соблюдается всеми. Сам режим самоподготовки уже предполагает создание такой обстановки на занятиях, при которой достигается максимально положительный результат в выполнении заданий при полной самостоятельности воспитанников.
Для создания нормального хода самоподготовки должны выполняться следующие правила:
Организационно-дисциплинарные
1.Обязательность ежедневной самоподготовки.
2.Экономное и полное расходование времени, отведенного на занятия,
3.Обеспечение порядка на рабочем времени. Наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников.
4.Неукоснительное соблюдение каждым правил запрета и правил разрешения.
Воспитанник должен усвоить, что нельзя:
-опаздывать на занятия;
-тратить не экономно время на самоподготовку;
-нарушать тишину;
-отвлекать товарища от работы;
-заниматься посторонними делами;
-обращаться с какими- либо просьбами и советами без надобности;
-выходить из кабинета, передвигаться по нему без разрешения;
-использовать методы работы вызывающие шум;
-создавать шум вне кабинета после получения разрешения выйти;
-беседовать с воспитателем в полный голос;
-давать громко консультацию;
-списывать усвоих товарищей;
-уклоняться от выполнения части заданий;
-недобросовестно выполнять домашнее задание;
-считать работу законченной без самопроверки, взаимной проверки и по возможности проверки самого воспитателя;
-при досрочном выполнении домашнего задания заниматься не учебной работой.
Воспитаннику разрешается:
-по своему усмотрению планировать и осуществлять работу;
-пользоваться разнообразными пособиями и справочными материалами;
-с позволения воспитателя до начала самоподготовки менять рабочее место;
-с согласия воспитателя выходить на время из кабинета;
-самостоятельно выбирать методы выполнения задания;
-при необходимости обращаться шепотом за консультациями;
-оказывать помощь товарищам;
-делать перерывы для кратковременного отдыха;
-после выполнения задания повторять старый материал или работать с учебной литературой;
-подняв руку, обращаться с вопросами к воспитателю, беседовать с ним шепотом;
-проверять работу товарищей, когда свое задание выполнено;
-отсутствовать на самоподготовке с позволения директора школы- интерната или его первого заместителя;
-выполнять персональное задание учителя для уроков (доклады и т.д.);
-читать книги, рекомендованные для внеклассного чтения;
Гигиенические
-установление нормального температурного режима;
-использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными воспитанников;
-влажная уборка помещений перед самоподготовкой;
-наведение чистоты и порядка в кабинете;
-соблюдение правил личной гигиены;
- сохранение правильной осанки, зрения, проведение физкультминуток;
-щадящее отношение к ослабленным болезнью детям;
-устранение шумовых раздражителей.
Дидактические
-самоподготовка воспитанников проводится регулярно в одно и то же время с соблюдением санитарных норм ее продолжительности;
-задание выполняется каждым воспитанником учеником самостоятельно;
-проверка проводится (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем);
-производится поэтапное оценивание выполненной работы (самооценивание, взаимооценивание, оценивание воспитателем);
-со слабоуспевающими учениками организуется индивидуальная работа;
-объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.
Воспитательные
-отказ от применения каких-либо мер наказания;
-всемерное использования разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые виды самостоятельности при выполнении задания;
-содействие прилежной самостоятельной работе;
-недопущение во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками школы- интерната, замечаний, отвлекающих их от работы;
-разъяснение на самоподготовке неусвоенного на уроке материала лишь в крайних случаях и в ограниченном объеме;
-выражение принуждения только в скрытой форме;
-терпимое отношение к промахам воспитанников во время работы;
- поощрение настойчивости и упорства воспитанников при работе;
-привлечение воспитанников школы- интерната в посильной помощи товарищей при условии выполнения ими своих уроков.
4. Основные требования к проведению самоподготовки
Информированность воспитанников:
- Ученики знают, что задано учителем на уроке. В дневниках есть об этом запись.
- Быстро находят нужное в учебниках.
- Им известно, как выполнять задание, где необходимо искать справку при затруднениях.
- Они показывают знание изученного на уроках материала.
- Действуют в соответствии с полученной от учителя инструкцией.
- Соблюдают последовательность действий.
- Не обращаются за разъяснениями к товарищам и воспитателю.
- Не испытывают нужды в посторонней помощи.
- Умело пользуются пособиями, инструментами и т. д.
- Быстро устраняют появившиеся в ходе работы ошибки.
- Проявляют уверенность в правильности выполнения задания.
Дисциплинированность:
- Все учащиеся являются на самоподготовку своевременно, без опозданий.
- Работают самостоятельно.
- Соблюдают тишину и порядок.
- Без разрешения воспитателя не пересаживаются с места на место.
- Без надобности не обращаются к воспитателю.
- Следят за позой и осанкой во время работы.
- Содержат в чистоте и порядке свое рабочее место.
- Следят за чистотой рук, опрятностью одежды, прически.
- Соблюдают правила почтительности и уважительного обращения с воспитателем.
- Выдерживают товарищеский тон в отношениях с одноклассниками.
- Бережно относятся к школьному имуществу, своим вещам и вещам товарищей.
Организованность:
- Bce подготовлено к выполнению домашних заданий.
- На рабочем месте нет ничего лишнего.
- Экономно расходуют время на отдельные операции при выполнении задания.
- Четко планируют индивидуальный труд.
- Быстро и положительно реагируют на указания воспитателя.
- Умело исключают внешние помехи.
-Правильно понимают требования, которые предъявляет им организация самоподготовки.
- Придерживаются установленного на самоподготовке организационного порядка
- Требуют организованности от своих товарищей.
Активность:
- Прилежно и в темпе работают над заданием.
- Аккуратно и обстоятельно выполняют все действия согласно заданию.
- Успевают все сделать вовремя.
- Успевают провести проверку своей работы.
- По своей инициативе используют справочный дополнительный материал.
- Действуют самостоятельно без посторонней помощи.
- Сэкономив время, продолжают заниматься учебной деятельностью.
- Помогают товарищам, консультируя их по способам выполнения работы.
- Участвуют во взаимной проверке правильности проделанной работы.
- Выявляют допущенные ошибки и исправляют их.
5.Основные критерии оценки работы воспитателя по организации
и проведению самоподготовки:
3.1. своевременность начала и окончания самоподготовки;
3.2. присутствие на самоподготовки всех воспитанников;
3.3. подготовленность помещения к проведению самоподготовки;
3.4. дисциплина и порядок (на столах все необходимое, вход и выход по разрешению воспитателя, входят другие педагоги - дети встают, тишина и порядок);
3.5. предварительная осведомленность воспитателя об оценках и поведении
в школе, заданном домашнем задании;
3.6. регулярное ведение тетради учета сдачи выполненных домашних заданий, качество контроля выполнения заданий;
3.7. выполнение основных правил проведения самоподготовки (организационно-дисциплинарных, гигиенических, дидактических, воспитательных).