Страница учителя Ершовой О.А.

Математика 5 класс учитель Ершова О.А.

 

Тема урока: «Путешествие на необыкновенные острова».

 «Умножение круглых десятков на однозначное число».

Тип урока: изучение нового материала. Цель  урока: закрепление вычислительных навыков; обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Умножение круглых чисел на однозначное число».

 Образовательные: совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки при решении различных заданий.

Коррекционно -развивающие развивать познавательный интерес к предмету через коррекционно-развивающий упражнения; способствовать развитию мыслительной деятельности через установление логических связей;

Воспитательные воспитывать активность; прививать  учащимся навыки самостоятельной работы; воспитывать настойчивость в достижении цели; воспитывать интерес к математике, соединяя игровую и обучающую форму деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

1. Организационный момент.

- Дорогие ребята, уважаемые гости, любое дело надо начинать с хорошего настроения, тогда любая работа будет спориться.

(Самое позитивное видео для друзей весёлый ёжик 30 с).

- Чем ёжик отличается от стула? Да, первое отличие живых существ от неживых предметов – это движение. Движение---- это направление ----- путь----к цели ---- это получение и накопление знаний через взрослых наставников-----массовое шествие людей. Если мы соединим два главных слова «путь» и «шествие» «путешествие» - это передвижение для получения новых знаний. А таких людей называют  «путешественниками». Вы согласны отправиться со мной в путешествие за новыми знаниями по математике?

Для достижения цели нужен план:

  1. Выбрать объект для изучения смотрим;(показ видеоролика 2 про необычные острова ). Что интересного вы запомнили? И куда мы отправляемся? Правильно на необычный остров! Поставьте цель на каком острове хотите побывать?
  2. Как туда попасть? Ребята , вы заметили, что острова окружены водой. На каком виде транспорта лучше добраться до них? Ребята , а вы обратили внимание как у нас стоят парты? На какое судно похоже? (плот). Правильно мы поплывём на плоту! Водрузим флаг: красный-отлично, синий- грустно, зелёный- спокойно.

Слайд 1. «Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий»

  1. Начинаем набор команды, каждый из вас должен  убедить строгое жюри, что вы достойны, плыть на необычный остров. Если жюри одобряет вашу кандидатуру, я вручаю вам бортовой журнал со знаком «путешественника».

Устный счёт.

1.Жидков Д. я умею умножать «японским способом» .

2.Пулатова Амина покажу способ умножения на 9.

3. Малахова Е. знаю 45 слова, которые обозначают цифры.

4. Карипанова А. по картинкам   составить  примеры умножения.

5. Гек .Е. покажет покажу второй способ умножения на 9.

6. Моисеев М.     по жестам напишу  цифры.

7. Каракулов Д. умножать однозначные числа на11.

8. Пушкин В. знаю язык жестов «гимнастика мозга».

9. Якушина А. умею записывать и читать десятичную дробь.

10. Занько Л. Могу умножить любое число на 11.

- Команду набрали.

Коррекционно – развивающее упражнение (постановка цели урока)

Открыли бортовые журналы, записали после оценки число. Преступаем к важному моменту выбор капитана, который будет отвечать за свою команду, предварительно посоветовавшись с ней. Задание первое «Нумерованный алфавит», расшифровать слово, кто первый выполнит задание,  следует закону «Поднятой руки». Если правильно угадал, становишься капитаном.21.

Слайд 2. «Нумерованный алфавит».

- Из набора цифр составить слово. (10 шт.). 21, 14, 15, 16, 8, 6, 15, 10, 6. (Умножение)

Слайд 3(Что такое умножение?) Закреплять знания умножение чисел на 10,100.

- Команда в сборе, капитан есть, настроение в кармане. Путешествие это далекое, но интересно на нашем пути могут встретиться всякие неожиданности. Команда  обязательно справится с любыми трудностями, если будут выполнять три закона друзей. Первый кота Леопольда  (дети хором) «Давайте жить дружно» искать точки соприкосновения и лучшее друг в друге; второй- закон Маугли «Мы одной крови» мы делаем общее дело от него зависит успех; третий- закон поднятой руки «Один говорит, все слушают».

Работа в тетрадях. Повторение

- Но чтобы отчалить от родного берега, нам необходимо, как настоящим  морякам  взять в плаванье талисман на удачу и благополучие. Выполнить следующее задание. Капитан пишет, а остальные помогают разгадать ребус.

Слайд 4.ребус

 

 

(коллективное разгад.) Попугай – талисман достатка и благополучия на корабле. (ставлю игрушку попугая на плот).

 (Видеоролик 3 Детям о попугаях 2 мин).

 Слайд 5

-Вас встречает говорящий попугай Кеша.

Попугаи – тропические птицы с ярким оперением. Всего их насчитывается 360 видов.  Продолжительность жизни 60 лет, самый старейший попугай прожил 142 года. Самые крупные представители этого вида достигают в длину более 90 см, а самые миниатюрные –10 сантиметров. (Лида записывает числа под диктовку на доске в столбик, дети по очереди умножают числа на 10, а потом ответы умножаем на 100.

Проверка по Слайд 6.

 

360 вид * 10  *100  =

60 лет *10 *100     =

142 года*10*100 =

10 см  *10*100  =

90 см *10*100 =

Есть ещё один талисман без которого мы не можем тронуться, во времена Р.К. она являлась «консервами», посудой, богатством, а в наше время мощной защитой от бед.

Угадайте, кто это?

Слайд 7

 

- Какое животное вы видите на картинке? (черепаха).

(Достаю черепаху ставлю на парту). Черепаха является символом долголетия, мудрости, уверенного движения вперед, мощная защита от бед.

Видеоролик (1мин13с) Детям про черепах. Мудрая черепаха Тротила рассказала: черепахи - одни из древнейших жителей нашей планеты. Насчитывается 250 видов.   Нормальный возраст для сухопутной черепахи от 50 до 200 лет. Самой старой было  260 лет. Самые крупные морские черепахи,  длиной они могут быть до 2 метров, а маленькая 80 мм .

- Назовите круглые числа?  В тетрадях выполняем задание под цифрой 2 определяем кол –во десятков в числах.

Слайд 9

250 видов  : 10=    25 дес.         (м)

50 лет          : 10=    5 дес.         (п)

200 лет       :  10  =  20 дес.       (е)

260 лет       :  10  =  26 дес.       (я)

80 мм          :  10  = 8 дес.          (л)

- Угадать, следующее слово помогут буквы,   запишем число и букву  в определенном порядке,  от наименьшего к наибольшему.

- Получилось слово «племя»  — коренные жители страны

Видеоролик.5.  Самые дикие племена Африки.(59с)  

5. Актуализация знаний:

Слайд10.

- По курсу остров Дикарей! На острове нас ждут серьезные испытания, какой закон на этом острове работает все три: (дети хором) «Давайте жить дружно» искать точки соприкосновения и лучшее друг в друге;

 «Мы одной крови» мы делаем, общее дело от него зависит успех;

Закон поднятой руки «Один говорит, все слушают» .

- Ребята, давайте договоримся, с помощью жестов.

Слайд11.

6.Физминутка «Гимнастика мозга» 1 мин.

1. «Капитан», «пистолет, револьвер, рогатка», «блины», «дружба».

-Ух, кажется  они нас поняли , что мы приехали с миром.

Слайд12 с примерами из новой темы «Умножение круглых десятков на однозначное число». Быстрее, ребята, за работу!

- Так , дети, смотрим что нам знакомо и что мы умеем делать?(дети варианты предлагают). Кто решил первый объясняет остальным. (решают по мере понимания каждый).  Записываем пример и пробуем решить.

  20*2= 40     

Слайд13 алгоритм:

1. Круглое число 20 превращаем в десятки;

2.Закрываем справа одну цифру;

3.Сверху над числом пишем 2 дес.;

4. Умножаем 2 дес.на однозначное число 3;

5.Получаем 6 дес=60.

- Итак, темой сегодняшнего урока является « Умножение круглых чисел на однозначное число».

- Решаем 3 задание с примерами по новой теме, решаем со слабыми у доски.

Итог повторяем правило (хором).

Слайд 14 правило: Чтобы умножить круглое число на однозначное, нужно умножить количество десятков на однозначное число и прибавить ноль.

- Вы смогли пройти это трудное испытание  и завести новых друзей и добыли новые знания.

-Труд нашей команды, я могу оценить на  --------.

 Слайд 15   остров  Математики.

- Ребята, что за чудеса, я хотела посетить остров Черепах, а вы?

Плыли посмотреть необычный остров – приплыли на остров Математиков? Ну вообще то – это тоже необычный остров! В этом путешествии вы обогатились новыми знаниями, не растеряли приобретенные, чтили законы дружбы и у нас всё получилось! И поэтому поплывём мы к необыкновенным островам на корабле, как великие путешественники! А почему не на плоту? А потому что наш плот не выдержит тот груз знаний, который мы собрали во время «путешествия».

Итог урока:

Почему наш плот сегодня не сел на мель,

А по курсу все шел сквозь туман и метель?

Потому что, потому что, вы узнайте - ка,

Весь урок нам помогала ма- те- ма- ти- ка!

 

Рефлексия:

«Самым интересным сегодня на уроке было…».

«Самым сложным сегодня на уроке было…».

«Сегодня я научился…».

«Я узнал новое…».

- Что вам поможет достичь успеха на уроках математики?

- Спасибо! Вы сегодня мне очень понравились. Всё, что мы с вами запланировали, мы успешно выполнили, со всем справились.

Анализ урока математики в 5 классе по теме «Умножение круглых чисел на однозначное число».

Коррекционно-развивающее обучение — это обучение, направленное на исправление каких-либо отклонений в развитии ребенка с одновременным раскрытием его потенциальных возможностей, то есть развитием механизма компенсации, которое осуществляется на программном учебном материале. При разработке урока учитывала следующие принципы коррекционно-развивающего обучения:

  • развитие динамичности восприятия учебного материала: построение урока с включением заданий достаточно высокого уровня трудности, способствующих развитию ребенка, раскрытию его возможностей способностей и механизма компенсации различных психических функций;
  • принцип продуктивной обработки информации: при построении обучения необходимо планировать самостоятельный поиск ученика, выбор и принятие решения;
  • принцип развития и коррекции высших психических функций: в ходе каждого урока упражнять и развивать различные психические функции с помощью специальных коррекционных упражнений;
  • принцип мотивации к учению: задания должны быть творческие, интересные, посильные и проблемные. Включение ученика в деятельность на добровольных началах.

Методические требования к уроку:

  • запланировала и реализовала коррекционную  работу на всех этапах урока;
  • при разработке урока   думала о том, что будут делать дети,   особое внимание   уделила наглядным пособиям, которые стимулируют интеллектуальный компонент, а не только поддерживают эмоциональное настроение, в связи с этим  была четко сформулирована цель использования наглядного материала.
  • Использовала на уроке специальные коррекционно-развивающие упражнения для высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.).
  • выбор методов обучения осуществляла в соответствии с особенностями познавательной деятельности детей с трудностями в обучении, в связи, с чем важное место занимает метод «маленьких шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в форме алгоритмов и использованием предметно-практической деятельности.

Отобрав методы для работы на уроке, я скомбинировала их таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся и, тем самым, реализовался охранительный режим обучения. На уроках много внимания уделяется повторению изученного материала.
Говорят, что заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь.  И это совершенно справедливо. Математику нельзя выучить («зазубрить»), её надо понять! А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными.

Проявление интереса к предмету, выявление внутренних резервов познавательной активности, мыслительных процессов и памяти у учащихся с ограниченными возможностями здоровья  можно добиться путём применения новых современных или, как их сейчас называют, инновационных технологий в обучении.

Практика показывает, что если у детей появляется интерес, то и значительно повышаются познавательные способности.

Раздел  «Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд». Для его изучения отводится 10 часов.   Тип урока – урок изучение нового. Цель  урока - закрепление вычислительных навыков и  знакомство с новым видом примеров. На уроке решались следующие задачи:

Образовательные совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки при решении различных заданий.

Коррекционно -развивающие развивать познавательный интерес к предмету через коррекционно-развивающий упражнения;

Воспитательные воспитывать активность; прививать  учащимся навыки самостоятельной работы; воспитывать настойчивость в достижении цели; воспитывать интерес к математике, соединяя игровую и обучающую форму деятельности.

 

Урок рассчитан на средних учеников. Так как реальные возможности учащихся средние. Из 10-ти учеников, только 2 сильных, у 6-ти средние возможности, 1- слабый. При планировании урока были учтены следующие особенности учащихся: по проведённым психологическим тестам, у большинства класса средняя работоспособность и средний уровень нервной системы. Представленный сценарий урока проведен в  необычной форме – урок – путешествие «Путешествие на необыкновенные острова». Данная форма урока позволила, более эффективно и интересно организовать учебную деятельность учащихся и что сразу активизировало познавательный  интерес у детей. Содержательные, интересные видео, красочные рисунки, несущие информацию используемые в презентации, создали иллюзию нахождения в плаванье. Использование в ходе урока ИКТ позволило  мобилизовать учащихся, поддерживать весь урок достаточно высокий уровень работоспособности, а значит, более эффективно использовать время урока. Был логический переход от одного этапа урока к другому, что помогло в ненавязчивой форме обобщить знания учеников по изученной теме, увидеть на каком уровне у учащихся  сформированы умения и вычислительные навыки. 

Устный счёт –дети демонстрировали «лайхфаки» по математике; повторение и закрепление предыдущих тем проходило через коррекционно- развивающие упражнения. Ознакомление с новой темой был  предложен частично-поисковый путь с  дозированной информацией. Как решить примеры вида 20*2, дети должны были предлагать варианты решения, опираясь на свои знания и умения, прошлых тем. ( Умножение и деление круглых десятков и сотен основывается на знании учащимися нумерации, умножение и деление чисел на 10,100, а также табличное умножение и деление). Дети должны понять, что при данном типе умножения происходит раздробление сотен или десятков в единицы и наоборот. (Например: сколько сотен составляет 300 единиц; сколько единиц в 7 сотнях?). Познакомиться с алгоритмом решения примеров. В дальнейшем пользоваться им на уроках.

В таких формах обучения, как нестандартный урок , разыгрывание ситуаций по замыслу педагога, использование в ходе урока карточек, таблиц, информационные тексты, ребусы, «шифровок», средств ИКТ.  Это возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся. У детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно; развивается внимание, стремление к знаниям. Они чувствуют себя увереннее и комфортнее на уроке. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики становится обычным явлением и позволяет расширить информационное поле урока, стимулирует интерес и пытливость ребенка.

В результате такой работы по теме «Умножение круглых десятков   на однозначное число» с третьего урока все учащиеся смогли достигнуть обязательный уровень овладения ЗУН.  От того, как усвоил ученик учебный материал, зависит успешное освоение следующей темы. Все поставленные цели и задачи урока достигнуты.