УТВЕРЖДЕН

Приказом № 97 от 31.08. 2021г.

 

 

 

 

 

Учебный план

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Зарубинская общеобразовательная

школа-интернат

психолого-педагогической поддержки»

 

для 5 – 9 классов

 

на 2021-2022 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрен и утвержден на заседании

педагогического совета школы-интерната

  Протокол № 1 от 30.08.2021г.

 

 

Пояснительная записка к учебному плану

МБОУ«Зарубинская общеобразовательная школа-интернат

психолого-педагогической поддержки»

на 2021-2022 учебный год

 

Учебный план МБОУ «Зарубинская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки» - нормативный правовой акт, устанавливающий перечень общеобразовательных и специфических коррекционных предметов, коррекционных курсов и объём учебного времени, отводимого на их изучение в каждом классе.

Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью предусматривает девятилетний срок обучения для получения ими общего образования и профессионально-трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации.

Учебный план МБОУ «Зарубинская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки» составлен на основании следующих нормативных документов:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации";
  • Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599;
  • Примерной  адаптированной основной общеобразовательной программы  образования обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) I вариант,  II вариант  (Одобрена   решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию,  протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15);
  • Приказа № 1129 Департамента образования и науки Кемеровской области от 24.06.2016г. «О методических рекомендациях по составлению учебных планов и планов внеурочной деятельности для1-11(12) классов образовательных организаций Кемеровской области в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
  • Приказа Министерства просвещения РФ № 766 от 23 декабря 2020 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...") (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573).

Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно-отсталых обучающихся, специфические коррекционные предметы, а также коррекционные курсы.

          В VIX классах из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: русский язык (чтение и развитие речи и письмо и развитие речи), математика, биология, история Отечества, география, изобразительное искусство, музыка и пение, осуществляется физическое воспитание, профессионально-трудовое обучение. В V-VI классах введено природоведение, в VI классе – мир истории, в VIIIIX – обществознание. В VIX классах из математики один час в неделю отводится на изучение элементов геометрии.

          В VIX классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность.

          Профессионально-трудовое обучение (профильный труд) проводится по программам «Сельскохозяйственный труд» и «Швейное дело».

          В VIIIX классах запланирована трудовая практика по профилю обучения.

          Летняя трудовая практика в VII классе проводится в течение 10 дней, в VIIIIX классах – в течение 20 дней.

          По окончании IX класса обучающиеся сдают экзамен по профессионально-трудовому обучению и получают документ об образовании (свидетельство об обучении).

Предметная область «Коррекционная подготовка» входит в обязательную часть и представлена учебным предметом «Социально-бытовая ориентировка» в VIIX классах.

Коррекционно-развивающая область представлена логопедическими занятиями, а также коррекционными курсами по выбору школы-интерната. Коррекционные индивидуальные и групповые занятия и коррекционные курсы проводятся как в первую, так и во вторую половину дня.

          Специфической формой организации учебных занятий для обучающихся с выраженными речевыми нарушениями являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия (VVII классы), составленные на основе авторских программ Ефименковой Л.Н., Козыревой Л.М., Коноваленко В.В.           Группы комплектуются с учётом однородности и выраженности речевых нарушений.

          Часть, формируемая участниками образовательных отношений (по предметным областям) распределена следующим образом: в V классе добавлено по одному часу на изучение предметов «Русский язык» и «Математика», в VI классе – «Математика» и «Профильный труд», в VII IX классах – профессионально-трудового обучения.

          С целью удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и коррекции недостатков в их психическом и (или) физическом развитии в VIX классах введены коррекционные курсы «Правовые знания», «Школа безопасности», «Познаю себя и других», «Линия жизни», «Я и социум», «Умное чтение». Занятия проводятся с небольшими группами обучающихся для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность свободно ориентироваться в современном обществе и быту.

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса. Школа-интернат предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Внеурочная деятельность реализуется по следующим программам:

VVI класс – «Будь здоров», «Хочу всё знать», «Учись хорошо – живи честно», «Растём и развиваемся»;

VIIVIII класс – «Тропинка к здоровью», «Жить среди людей», «Создай себя», «Хочу всё знать»;

IX класс – «Дороги, которые мы выбираем», «Здоровье – это здорово!», «Хочу всё знать», «Быть воспитанным здорово».

          Для реализации учебного плана в МБОУ «ЗОШИ» соблюдаются определённые организационно-педагогические условия.

          Обучение в школе ведётся в одну смену. Занятия начинаются в 8 часов 30 минут.

          Продолжительность уроков в VIX классах – 40 минут.

          Количество учебных недель в VIX классах – 34. Продолжительность каникул – не менее 30 дней в течение учебного года и не менее 90 дней в летний период.

Предельно допустимая аудиторная нагрузка соответствует пятидневной учебной неделе.

Четвертная промежуточная аттестация проводится на основе текущего контроля с учётом контрольных работ по русскому языку (письму и развитию речи), математике. При выставлении четвертной отметки учитывается отметка за контрольную работу и результаты текущего контроля. Четвертная отметка выставляется как округлённое по законам математики до целого числа среднее арифметическое текущих отметок, полученных обучающимися по данному предмету, курсу. Годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов четвертных промежуточных аттестаций и представляет собой среднее арифметическое результатов четвертных аттестаций.

 

   

5-6 классы

Предметные области

Классы

 

Учебные предметы

Количество часов в неделю

V

VI

Всего

Обязательная часть

1. Язык и речевая практика

1.1.Русский язык

1.2.Чтение

(Литературное чтение)

5

4

4

4

9

8

2. Математика

2.1.Математика

2.2. Информатика

5

5

10

 

3. Естествознание

3.1.Природоведение

3.2.Биология

3.3. География

2

-

-

2

 

2

4

 

2

4. Человек и общество

4.1. Мир истории

4.2. Основы социальной жизни

4.3. История отечества

-

1

 

-

2

1

 

-

2

2

 

 

5. Искусство

 

5.1. Изобразительное искусство

5.2. Музыка

2

 

1

-

 

-

2

 

1

6. Физическая культура

6.1. Физическая культура

3

3

6

7. Технологии

7.1. Профильный труд

6

7/7

20

Итого

29

37

66

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

29

30

 

Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия)

Я и социум

1

1

2

Школа безопасности

1

1

2

Познаю себя и других

1

1

2

Умное чтение

1

1

2

Логопедия

2

2

4

Итого

6

6

12

Внеурочная деятельность:

Учись хорошо, живи честно

1

1

2

Будь здоров

1

1

2

Хочу всё знать

1

1

2

Растём и развиваемся

1

1

2

Итого

4

4

8

Обучение на дому

33

16

49

Всего к финансированию

72

63

135

             

 

 

7-9 классы

Предметные области

 классы

 

 

учебные предметы

Количество часов в неделю

VII

VIII

IX

 

Обязательная часть

 

 

 

 

Язык и речевая практика

Чтение и развитие речи

3

3

3

 

Письмо и развитие речи

4

4

4

 

Математика

Математика

4

4

3

 

Естествознание

Природоведение

 

 

 

 

Биология

2

2

2

 

География

2

2

2

 

Человек и общество

История Отечества

2

2

2

 

Обществознание

 

1

1

 

Искусство

Изобразительное искусство

1

 

 

 

Музыка и пение

1

1

 

 

Технология

Трудовое обучение

 

 

 

 

Профессионально-трудовое обучение

9

10/10

12/12

 

Трудовая практика (в днях)

10

20

20

 

Физическая культура

Физическая культура

2

2

2

 

Коррекционная подготовка

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

 

 

 

 

Социально-бытовая ориентировка

2

2

2

 

Максимально допустимая недельная нагрузка по образовательным областям при 5-дневной учебной неделе

32

33

33

 

Коррекционно-развивающая область

Логопедические занятия

2

 

 

 

Познаю себя и других

1

1

1

 

Школа безопасности

1

1

1

 

Правовые знания

 

1

1

 

Линия жизни

 

1

1

 

Я и социум

1

1

1

 

Внеурочная деятельность

4

4

4

 

             

 

 

 

Список учебников по классам

 

5 класс

 

Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г., Русский язык, Просвещение, 2020

Малышева З.Ф., Чтение, Просвещение, 2020

Перова М.Н., Капустина Г.М., Математика, Просвещение, 2020

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н., Природоведение, Просвещение, 2020

Ковалёва Е.А., Сельскохозяйственный труд, Просвещение, 2020

Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г., Швейное дело, Просвещение, 2020

Рау М.Ю., Зыкова М.А. Изобразительное искусство, Просвещение , 2021

6 класс

 

Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Чтение Просвещение, 2021

Якубовская Э.В.,  Галунчикова Н.Г., Русский язык Просвещение, 2021

Капустина Г.М., Перова М.Н. Математика Просвещение, 2021

Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. Технология. Швейное дело, Просвещение, 2021

Ковалева Е.А., Технология. Сельскохозяйственный труд, Просвещение, 2021

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н., География, Просвещение, 2021

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н., Природоведение, Просвещение, 2021

Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В., Мир истории, Просвещение, 2021

7 класс

 

Аксенова А.К. Чтение Просвещение, 2006

Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык Просвещение, 2006

Алышева Т.В.  Математика Просвещение, 2006

Клепинина З.А. Биология Просвещение, 2005

Пузанов Б.П., Бородина О.И. История России Владос, 2005

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География России Просвещение, 2005

Ковалева Е.А. Сельскохозяйственный труд Просвещение, 2006

Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Технология швейное дело Просвещение, 2011

8 класс

 

Воронкова В.В., Пушкова И.Е. Чтение Владос, 2008

Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык Просвещение, 2004

Эк В.В. Математика Просвещение, 2005

Никишов А.И., Теремов А.В. Биология животные Просвещение, 2004

Пузанов Б.П., Бородина О.И. История России Владос, 2005

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов Просвещение, 2005

Ковалева Е.А. Сельскохозяйственный труд Просвещение, 2006

Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Технология швейное дело Просвещение, 2011

 

 

 

9 класс

 

Аксенова А.К., Шишкова М.И. Чтение Просвещение, 2006

Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык Просвещение , 2006

Перова М.Н. Математика  Просвещение, 2005

Романов И.В., Агафонова и.Б. Биология :человек, Дрофа, 2010

Пузанов Б.П.,Бородина О.И. История России, Владос, 2005

Лифанова Т.М.,Соломина Е.Н. География материков и океанов , Просвещение, 2005

Ковалева Е.А. Сельскохозяйственный труд, Просвещение, 2008

Мозговая Г.Г.Картушина Г.Б. Технология швейное дело  Просвещение, 2011