методическая работа
________________________________________________________________________________
Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике
Обобщение опыта учителя начальных классов О. А. Ершовой
Ничего не может так сильно расширять кругозор,
как умение исследовать систематически и верно всё,
что попадает в поле вашего зрения.
(Марк Аврелий)
В данной методической разработке я изучила опыт и апробировала его в период с 20101 по 2014 годы в работе с детьми разного возраста. Материал сгруппирован по трем типам упражнений, что облегчит его восприятие и поможет в использовании на практике.
Образовательная кинесиология «гимнастика мозга» - отличный метод, содействующий преодолению межполушарной ассиметрии мозга, что позволяет расширить компенсаторные возможности ребенка. (М. А. Поваляева, 1997)
Дети с речевыми проблемами испытывают сложности в овладении письменной речью , чтением, письмом. Для построения наиболее оптимальной психолого - педагогической коррекционной работы педагогу важно ориентироваться на типологию трудностей при обучении письму и чтению и на психологические причины их возникновения.
При обучении чтению, письму:
-трудности понимания слов, сходных по звуковому составу, искажение смысла слов;
- замена близких по акустическим или артикуляционным признакам букв;
- трудности в написании букв, «дрожание букв»;
- неправильное чтение похожих по начертанию букв.
Анализ психологических причин, лежащих в их основе, позволяет выделить группы нарушений письма и чтения: несформированность зрительно - двигательных координаций, пространственного представления, нарушение моторики. У многих детей доминирующим эмоциональным состоянием, его проявления становятся: неуравновешенность, раздражительность, плаксивость, состояние беспокойства и тревоги, расторможенность, повышенная двигательная активность или малая подвижность, проблемы в общении с детьми и взрослыми, что может сопровождаться агрессивностью, конфликтностью.
Перед нами возникла задача найти нетрадиционные формы работы, направленные на профилактику и коррекцию речевых и личностных нарушений, с опорой на компенсаторные возможности ребенка. Поэтому в коррекционную работу включена образовательная кинесиология «гимнастика мозга», методика П. Дениссона.
«Гимнастика мозга» представляет собой серию быстрых, приятных, наполненных энергией действий, они помогают обучающимся любого возраста раскрыть те возможности, которые заложены в нашем теле, бросают вызов любой блокировке в обучении и являются частью всеобъемлющей программы развития личности. 5-7 минут занятий дают высокую умственную энергию. Доказано, что «гимнастика мозга»- одна из доступных, мягких форм адекватной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, хорошую социальную адаптацию, развитие речевых коммуникативных навыков.
Далее предлагаются три типа упражнений в инструктивном изложении.
1тип. Упражнения помогают использовать оба полушария гармонично и делать их «перекрестную» работу лучше.
1.1. Упр. «Перекрестные шаги и прыжки» можно под музыку.
Прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А теперь - левая нога и правая рука. Прыгайте вперед. В стороны, назад. При ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, а теперь правой рукой левого колена.
1.2. Упр. «Ленивые восьмерки».
Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге знак бесконечности, теперь левой. А теперь правой и левой одновременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.
1.3.Упр. «Двойной рисунок».
Возьмите в каждую руку карандаш и ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно:
- навстречу друг другу;
- вверх – вниз;
- разводя в разные стороны.
1.4.Упр. «Алфавит, восьмерками».
Выпишите буквы в ленивые восьмерки, размещая их следующим образом:
- симметричные, т.е. х, ф в центр восьмерки;
- ассиметричные, с закруглением влево, в левую часть восьмерки, например: а, д, у,, ц, э, я.
- ассиметричные, с закруглением вправо, в правую часть восьмерки, например: р, т, е, ё, с, в, к, ю,
1.5.Упр. «Слон».
Согните колени, прижмите голову к плечу и вытяните руку вперед. Рисуйте «ленивую восьмерку»
в воздухе. Повторите то же другой рукой. Овладевая упр. Ребенок проговаривает слова «Я люблю рисовать, писать буквы в воздухе хоботом. Это помогает мне ниаогда не забывать! Это движение готовит мою руку к письму, расслабляют шею, глаза».
1.6.Упр. «Вращение шеи».
После этих движений голос при чтении и говорении будет звучать сильнее.
1.7.Упр. «Скороговорки».
1. Купи кипу пик, (произнести четко, не торопясь. Ускоряйте темп. Произносим скороговорку с одновременным движением рук.)
Руки лежат на столе как на клавишах. Начинаем в медленном темпе, а затем ускорение.
2. Мимо маленькой Марины пробежал медведь с малиной.
Пальчики обеих рук сомкнуты. Ладони под прямым углом. На каждый слог пальчики поочередно прижимаются к большому пальцу (туда и обратно).
3. Полили ли лилию?
Ладони вертикально поставлены друг к другу и сомкнуты. На каждое слово ладони то размыкаются, образуя цветок, то вновь смыкаются.
4. Восемь сцепщиков цепляют цистерны.
Большие и указательные пальцы обеих рук образуют 2 кольца, которые сцеплены между собой. На каждое слово пальчики образуют колечки из других пальцев.
5. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Кулаки правой и левой руки поочередно ставятся на стол ребром. Кулачки трутся друг о друга. Правая ладонь обхватывает кончики пальцев левой, и наоборот.
2тип. Упражнения, растягивающие мышцы тела, помогают удерживать вертикальную позу и не сутулиться, освобождают от напряжения, которое возникает при длительном сидении и чтении. Интерпретированный и адаптированный вариант работы по методу Ключ Хасая Алиева «5- минутная синхрогимнастика».
Было установлено, что простейший путь к синхронизации сознания и подсознания проходит через движение, а наиболее синхронизированы дети. Поэтому в основу комплекса заложены 4 движения из нашего детства. «Синхрогимнастика» - позволяет одновременно не только синхронизировать полушария мозга, но и значительно ослаблять возникающую напряженность тела, снимая мышечные блоки на довольно длительное время.Все движения нужно выполнять расслабленно, в удобном темпе. Усилие нужно прикладывать только в конце каждого движения.
2.1. «Обнимашки».
Станьте прямо, ноги на ширине плеч. С размаху хлопайте себя по спине ладонями накрест, чередуя. Руки расслаблены. Делаем 24-28 циклов. Работают грудные и межлопаточные мышцы. Разминается нижняя затылочная зона. Рекомендуется сделать 20 циклов перед контрольной или экзаменом.
2.2. «Лыжник».
И. п. то же. Поднимите расслабленные руки вверх немного за спину. Опустите руки махом по дуге резко вниз, словно отталкиваетесь лыжными палками. Синхронно с движением делаете наклоны головой: при опускании рук- вниз, а при подъеме- вверх. Делаете 24-28 циклов. Работают мышцы плечевого пояса и межлопаточной зоны. Разминаются шейная и затылочная зоны.
2.3. «Шалтай- Болтай».
И. п. то же, руки опущены и расслаблены. Делайте скручивающие повороты вправо- влево. Опущенные руки свободно залетают за спину. Синхронно совершаете повороты головы. Один цикл- это поворот вправо и влево. Делаете 24-28 циклов. Разминается поясничная и позвоночная зоны.
2.4. «Танец».
Свободная расслабленная стойка. Шаг вперед правой ногой и следом - мах левой ногой вперед- вверх- вправо. Возвращаясь в и. п. делается 5- 6 циклов.
3тип. Упражнения повышающие энергию тела «Музыкотерапия».
Цель: создание положительного эмоционального фона; снятие фактора тревожности; развитие и коррекция сенсорных процессов; растормаживание речевой функции.
Для этого нужно:
1. Использовать для прослушивания то произведение, которое нравится детям;
2. Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут.
3. Если вы подавлены, грустны, тревожны и хотите выйти из этого состояния. Вначале послушайте что-то мелодичное, задумчивое, затем жизнерадостное, бодрящее.
Вышеописанные упражнения могут быть использованы целенаправленно для развития и тренинга определенных навыков и способностей.
В работе с детьми рекомендуют педагогам системно применять упражнения «гимнастики мозга» для тренинга определенных функций. Упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности. Высшим достижением педагогов, работающего по предлагаемой методике, было бы обучение этим упражнениям ребенка, с тем, чтобы он самостоятельно, в нужный момент, мог выполнить набор упражнений. Например, при выполнении домашнего задания или контрольной работы.
Работа Пола Дениссона и Гейл Дениссон является совершен новым явлением, и адаптация их работы к условиям российской образовательной системы является актуальной. Она становится первым шагом в образовательной кинесиологии – науке, улучшающей обучаемость на уровне работы целостного мозга.
_____________________________________________________________________________
муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Зарубинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Рассмотрено на заседании
методического объединения
педагогов-психологов
протокол № 1 от 23.09.2014 г.
Руководитель М/О ___________
Утверждено директором
МБСКОУ «ЗКШИ»
Музыка Л.А. ________________
приказ № _____ от 29.08 2014 г.
Программа
«РОСТКИ ДОБРА»
Зарубино 2014
Автор-составитель: Некрасова Светлана Викторовна, педагог-психолог МБСКОУ «ЗКШИ»
Предлагаемая программа групповой работы с учащимися младшего школьного возраста коррекционной школы VIII вида способствует уменьшению агрессивных тенденций, формирует эмпатию, нравственные качества.
Игры и упражнения направлены на снижение внутренней напряженности детей, обучение конструктивным способам управления собственным поведением.
Программа предназначена для школьных психологов, учителей и воспитателей, работающих с учащимися младшего школьного возраста коррекционной школы VIII.
Пояснительная записка
В настоящее время большое внимание уделяется формированию личности умственно отсталого ребенка. Умственно отсталые дети в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться и в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила нашей морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому и случается, что умственно отсталые дети по неразумению либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.
Повышенная агрессивность детей является одной из таких проблем. Это вызвано целым рядом неблагоприятных факторов: ухудшение социальных условий жизни детей; кризисом семейного воспитания; невниманием к нервно-психическому состоянию детей; биологическими факторами; свою долю вносят и средства массовой информации, регулярно пропагандируя культ насилия. Агрессивные действия детей еще не определяются внутренней логикой их характера, а обусловлены сиюминутными побуждениями без учета и понимания их нравственного значения. Однако в результате неоднократного повторения такого поведения при отсутствии должной его оценки и корректирующих воздействий, эти явления постепенно приобретают устойчивый характер, отрываются от ситуации, в которой первоначально возникли, превращаются в черту личности.
Такие дети воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним; сверхчувствительны к негативному отношению к себе; заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих; не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение; всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении; в случае намеренной агрессии отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо; склонны не брать на себя ответственность за свои поступки; имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию; в отношениях проявляют низкий уровень эмпатии; слабо развит контроль над своими эмоциями; слабо осознают свои эмоции, кроме гнева; не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации); положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.
Актуальность темы несомненна, поскольку число умственно отсталых детей с нарушением поведения стремительно растет. Правильное воспитание и обучение умственно отсталых учащихся в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них правильное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым.
Одним из способов оказания психолого-педагогической помощи младшим школьникам является реализация коррекционно-развивающей программы, получившей название «Ростки добра».
Цель программы – развитие личности ребенка с особыми образовательными возможностями через формирование представлений о нормах морали, снижение агрессивности и враждебности во взаимоотношениях со сверстниками, развитие навыков общения.
Основные задачи:
1. раскрывать сущности полярных понятий — «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют;
2. знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;
3. формировать способность видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией;
4. развивать эмоциональную произвольность;
5. обучать конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.).
Критериями эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы с детьми могут служить:
1. исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности;
2. преобладание положительных эмоций;
3. способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вред другим);
4. изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок).
Методологический аспект (принципы, формы и методы работы).
Методологической основой программы «Ростки добра» детей стали принципы структурного, когнитивного, деятельностного и личностно - ориентированного подходов.
Организация работы строится на принципах:
гуманизма - утверждения норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключения принуждения и насилия над личностью;
конфиденциальности: информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению. Участие учащихся, должно быть сознательным и добровольным;
компетентности: психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности;
ответственности: психолог заботится, прежде всего, о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред.
В качестве основных методов и приемов используются:
1. имитационные игры;
2. социально-поведенческий тренинг;
3. психогимнастика;
4. чтение и обсуждение художественных произведений;
5. просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;
6. дискуссии;
7. диагностика эмоционального состояния, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме;
8. обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
9. примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.
Организационные условия проведения занятий
Программа предназначена для работы с обучающимися 1,2 классов; оптимальная численность группы –10-12 человек; продолжительность занятий - 30 минут. Периодичность занятий определяется самим психологом, но не реже одного раза в неделю.
Программа рассчитана на 20 занятий.
Групповая работа должна проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты должны преобладать спокойные неяркие цвета. Для обеспечения занятий необходимы: бумага, карандаши, мелки, ножницы, гуашь, клей, фломастеры, мячи, мягкие игрушки.
Структура занятия.
1. Приветствие - способствует выяснению психологического самочувствия детей и установлению эмоционально-позитивного контакта общения.
2. Разминка - включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышает уровень активности в процессе занятия.
3. Основной этап - включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач программы.
4. Рефлексия - способствует отрефлексированию состояния и чувства «здесь и сейчас».
5. «Ритуал прощания» - завершает работу и позволяет участникам выйти из ситуации активного взаимодействия.
Тематический план занятий
№ |
Темы программы |
Кол-во часов |
1 |
Путешествие в город Доброты |
1 |
2 |
Сказка о Мальчике-Звезде |
1 |
3 |
Добро и зло |
1 |
4 |
Наше настроение |
1 |
5 |
Хорошо ли быть злым? |
1 |
6 |
Что делать, если ты злишься |
1 |
7 |
Настроение Бабы-Яги |
1 |
8 |
Поговорим о доброте |
1 |
9 |
Ссора |
1 |
10 |
Как справиться с упрямством? |
1 |
11 |
Что я чувствую, если мне одиноко? |
1 |
12 |
Знакомство с понятием «физическая и эмоциональная боль» |
1 |
13 |
Учимся понимать чувства других людей |
1 |
14 |
Учимся доброжелательности |
1 |
15 |
Умей делиться радостью |
1 |
16 |
Учимся управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях |
1 |
17 |
Добрые и злые поступки |
1 |
18 |
Что такое хорошо и что такое плохо. |
1 |
19 |
Дружба — неприязнь |
1 |
20 |
Наши мечты |
1 |
Всего часов: |
20 |
Содержание программы.
Всю серию занятий можно условно разделить на три группы:
1. первая группа занятий предусматривает формирование у детей знаний об эмоциональном мире человека и способах управления им. Взрослый создает ситуации для применения полученных знаний, побуждает детей к оказанию помощи сказочным персонажам, близким, сверстникам;
2. вторая группа занятий направлена на формирование у детей доброжелательного поведения: взрослый создает на занятиях различные проблемные ситуации, участвуя в которых дети приобретают необходимые умения управления негативными эмоциями. Большое внимание уделяется обучению детей конструктивным способам решения конфликтных ситуаций, развитию способности сопереживать, сочувствовать;
3. в третьей группе занятий акцент сделан на формировании осознанного отношения детей к социальным нормам поведения. Взрослый побуждает детей проявлять доброжелательность в повседневной жизни.
Поведенческие навыки отрабатываются с помощью разнообразных приемов, указанных ранее. Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым на занятиях не допускаются. Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.
Для самовыражения ребенка каждое занятие предусматривает использование рисуночных методик, в основе которых лежит моделирование ситуации успеха и ощущения удовольствия. Решению этой задачи способствует использование доступных каждому ребенку приемов: например, дорисовывание пиктограмм, рисование по контуру, «кляксография» и др. Каждое занятие рекомендуется заканчивать слушанием приятной музыки или исполнением веселых детских песен, что, в свою очередь, способствует фиксации положительных эмоций и поддержанию интереса к занятиям.
Конспекты занятий.
Занятие №1 Путешествие в город «Доброты».
1. Ритуал приветствия.
2. Ознакомление с основными правилами работы в группе, создание положительного эмоционального настроя в группе.
3. Игра «Лес добрых поступков».
4. Упражнение «Комплименты».
5. Упражнение «Продолжи стихотворение».
Обсуждение.
Рефлексия занятия
Ритуал прощания: салют аплодисментов.
Занятие № 2. Сказка о Мальчике - звезде.
1. Ритуал приветствия.
2. Актуализация знаний «Что такое доброта».
3. Чтение отрывка сказки «Мальчик-звезда».
4. Упражнение «Какой подарок выбрать?»
5. Обсуждение сказки и взятых детьми подарков.
4. Упражнение «Комплименты».
5. Упражнение «Вежливые слова».
Обсуждение.
Рефлексия занятия
Ритуал прощания: салют аплодисментов.
Занятие №3. Добро и зло.
1. Ритуал приветствия.
2. Прослушивание «веселой» и «сердитой музыки», описание настроения.
3. Игровая ситуация «Знакомство с добрым и злым волшебниками».
4. Беседа о добрых и злых людях.
5. Тренинг эмоций.
6. Рисунок на тему: «Добрый и злой».
7. Совместное исполнение песни «Улыбка».
Рефлексия занятия
Ритуал прощания: салют аплодисментов.
Занятие № 4. Наше настроение.
1. Ритуал приветствия.
2. Упражнение «Расскажи о своем настроении».
3. Упражнение «Волшебный мешочек».
4. Чтение отрывка «Маша и Наташа».
5. Беседа о поведении и настроении девочек.
6. Игра «Жмурки»
7. Рисунок на тему: «Мое настроение».
8. Совместное исполнение «Песенки бременских музыкантов».
Рефлексия занятия
Ритуал прощания: салют аплодисментов.
Занятие № 5. Хорошо ли быть злым?
1. Ритуал приветствия.
2. Тренинг эмоций.
3. Игра «Жужа».
4. Беседа с детьми о злости (диагностика агрессивности)
5. Упражнение на отреагирование злости «Воздушный шар», «Потопай ногами».
6. Рисунок на тему: «Моя злость».
7. Совместное исполнение песни «В мире много сказок».
Рефлексия занятия
Ритуал прощания: салют аплодисментов.
Занятие № 6. Что делать, если ты злишься?
1. Ритуал приветствия.
2. Галерея рисунков.
3. Обсуждение темы «На что похожа злость?»
4. Игра «Толкалки».
5. Закрепление знаний о способах саморегуляции своего состояния.
6. Чтение и обсуждение отрывка «Я злюсь».
7. Раскрашивание рисунков.
8. Совместное исполнение песни «Старый добрый жук».
Рефлексия занятия
Ритуал прощания: салют аплодисментов.
Занятие № 7. Настроение Бабы- Яги.
1. Ритуал приветствия.
2. Знакомство с Бабой-Ягой.
3. Упражнение «Угадай настроение Бабы-Яги».
4. Игра «Злые и добрые кошки».
5. Чтение и обсуждение отрывка «Я злюсь».
6. Рисование Бабы-Яги.
7. Прослушивание частушек «Бабок-Ежек» из мультфильма «Летучий корабль».
Рефлексия занятия
Ритуал прощания: салют аплодисментов.
Занятие № 8. Поговорим о доброте.
1. Ритуал приветствия.
2. Игра «Угадай настроение по рисунку».
3. Упражнение «Помоги волшебнику».
4. Чтение и обсуждение сказки «О птицах».
5. Игра «Чунга-Чанга»
6. Упражнение «Рисуем музыку».
7.Подарок детям тарелочки с яблочком, которые будут помогать им в трудных ситуациях и знакомить с новыми друзьями.
Рефлексия занятия
Ритуал прощания: салют аплодисментов.
Занятие № 9. Ссора
1. Ритуал приветствия.
2. Чтение и обсуждение стихотворения «Мы поссорились».
3. Тренинг эмоций.
4. Упражнение «Дружба начинается с улыбки».
5. Проигрывание проблемной ситуации.
6. Рисунок на тему: «Бабочки, которые помогут помириться тем, кто в ссоре».
8. Прослушивание песни «Голубой вагон».
Рефлексия занятия
Ритуал прощания: салют аплодисментов.
Занятие № 10. Как справиться с упрямством?
1. Ритуал приветствия.
2. Чтение и обсуждение сказки «Упрямые козочки».
3. Тренинг эмоций.
4. Игра «Сказка наоборот».
5. Игра «Два барана».
6. Знакомство с правилами доброжелательного поведения.
7. Смешной рисунок.
Рефлексия занятия
Ритуал прощания: салют аплодисментов.
Занятие № 11. Что я чувствую, если мне одиноко?
1. Ритуал приветствия.
2. Диагностика настроения.
3. Повторение правил доброжелательного поведения.
4. Чтение и обсуждение отрывка «Утенок и тень».
5. Игра «Тень».
6. Игра «Закончи предложение».
7. Тренинг эмоций.
8. Рисование Водяному волшебной рыбки, с которой он бы мог подружиться
под музыку «Я водяной…».
Рефлексия занятия
Ритуал прощания: салют аплодисментов.
Занятие № 12. Знакомство с понятием «физическая и эмоциональная боль».
1. Ритуал приветствия.
2. Рассказ детей о добрых поступках, которые они совершили.
3. Чтение рассказа о лягушонке.
4. Беседа о физической и душевной боли.
5. Чтение и обсуждение отрывка про боль.
6. Тренинг эмоций.
7. Рисунок «Медвежонок выздоровел».
Рефлексия занятия
Ритуал прощания: салют аплодисментов.
Занятие № 13. Учимся понимать чувства других людей.
1. Ритуал приветствия.
2. Рассказ детей о добрых поступках, которые они совершили.
3. Поведенческий тренинг.
4. Определение причины эмоций.
5. Упражнение «Негаданная радость».
6. Тренинг эмоций.
7. Рисование на тему «Волшебные цветы».
Дети рисуют под музыку П.И. Чайковского «Фея сирени». (Характер музыки — ласковый, светлый, добрый, успокаивающий.)
Рефлексия занятия
Ритуал прощания: салют аплодисментов.
Занятие № 14. Учимся доброжелательности.
1. Ритуал приветствия.
2. Рассказ детей о добрых поступках, которые они совершили.
3. Чтение и обсуждение рассказа «Варежка».
4. Чтение стихотворения «Утешение».
5. Упражнение «Собираем добрые слова».
6. Тренинг эмоций.
7. Рисование на тему «Мое любимое животное».
Рефлексия занятия
Ритуал прощания: салют аплодисментов.
Занятие № 15. Умей делиться радостью.
1. Ритуал приветствия.
2. Рассказ детей о добрых поступках, которые они совершили.
3. Беседа по теме занятия «Как доставить радость другому человеку?».
4. Упражнение «Скажи мишке добрые слова».
5. Упражнение «Закончите предложение».
6. Тренинг эмоций.
7. Рисование на тему «Приятный сюрприз».
Рефлексия занятия
Ритуал прощания: салют аплодисментов.
Занятие № 16. Учимся управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях
1. Ритуал приветствия.
2. Чтение и обсуждение рассказа «Отомстила».
3. Поведенческий тренинг.
4. Игра «Падающая башня».
5. Упражнение «Скульптура».
6. Прослушивание песни «Пусть падают капли».
7. Рисование на тему «Дерево радости».
Рефлексия занятия
Ритуал прощания: салют аплодисментов.
Занятие № 17. Добрые и злые поступки.
1. Ритуал приветствия.
2. Чтение и обсуждение стихотворения «Доброта».
3. Рассматривание иллюстрации и обсуждение ситуации.
4. Игра «По кочкам».
5. Упражнение «Добрый - злой».
6. Рисование. «Дорисуй картинку».
7. Упражнение «Танец» (звучит музыка без слов).
Рефлексия занятия
Ритуал прощания: салют аплодисментов.
Занятие № 18. Что такое хорошо, и что такое плохо.
1. Ритуал приветствия.
2. Рассказ детей о хороших и плохих поступках, которые они совершили.
3. Чтение и обсуждение стихотворения «Что такое хорошо, и что такое плохо».
4. Анализ собственных поступков детей.
5. Игра «Хорошо - плохо».
6. Рисование «Графическая музыка». Детям предлагается с закрытыми глазами проводить по бумаге разнообразные линии в соответствии с восприятием музыки.
По окончании рисования дети должны найти в линиях образы птиц, животных и т.д.
Каждый увиденный образ ребенок обводит карандашом другого цвета.
Рефлексия занятия
Ритуал прощания: салют аплодисментов.
Занятие № 19. Дружба — неприязнь.
1. Ритуал приветствия.
2. Просмотр мультфильма «Трям, здравствуйте».
3. Обсуждение темы: «Друг познается в беде»..
4. Тренинг эмоций.
5. Поведенческий тренинг.
6. Рисование «Мой друг».
7. Совместное исполнение песни «Облака».
Рефлексия занятия
Ритуал прощания: салют аплодисментов.
Занятие № 20. Наши мечты.
1. Ритуал приветствия.
2. Чтение и обсуждение сказки «Лиса и заяц».
3. Моделирование детьми сцены примирения зайца и лисы.
4. Упражнение «Мечты волка и ежика».
5. Игра «Цветик - семицветик».
6. Рисование на тему «Моя мечта».
7. Исполнение танца утят.
Рефлексия занятия
Ритуал прощания: салют аплодисментов.
Глоссарий
Агрессивное поведение – поведение, направленное на причинение вреда другим, враждебное или конфликтное поведение.
Добро — общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности. Намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью тех или иных людей, т. е. становится близким релевантному понятию «хорошо».
Доброжелательность – стремление человека быть открытым другим людям.
Дру́жба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.
Зло — понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.
Конфли́кт (от лат. conflictus) определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.
Упрямство – это такой тип поведения человека, при котором он игнорирует предъявляемые к нему требования или просто отказывается их выполнять.
Литература
1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Г.Я. «Я хочу!», СПб, 1996 г.
2. Богусловская Е., Купина М.А. «Веселый этикет», Екатеринбург, 1997 г.
3. Л.И. Божович «Проблемы формирования личности», Москва - Воронеж,
1995г.-352с
4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению», Ярославль,
1997 г.
5. Крейри Элизабет. «Я злюсь»: Для дошкольного и младшего школьного возраста, СПб.: НО и Комплект, 1995 г.
6. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей», Ярославль,
1996 г.
7. Лаврентьева Г.П. «Культура общения дошкольников», Киев, 1988 г.
8. И.Никольская, Г.Бардиев «Уроки психологии в начальной школе»,
Петербург, 2004 г. - 75с
9. Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей». В 2 ч, М., 1997 г.
10. Ситаров Б.А., Маралов В.Г. «Психология и педагогика ненасилия», Москва, 1997 г.
11. Стрелкова Л. «Творческое воображение: эмоции и ребенок». Ж-л Обруч, 1996, №4.
12. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой», Харьков, 1996 г.
13. Фесюкова Л.Б. «От трех до семи», СПб, 1996 г.
14. Чистякова М.И. «Психогимнастика» (под ред. М.И. Буянова, Москва, 1990 г.)
15. Энтин Ю.С.» Мне летать охота!», Москва, 1995 г.
16. Семенака С.И. «Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет», 2-е изд., испр. и доп., Москва.: АРКТИ, 2003 г. — 80 с.
18. https://ru.wikipedia.org/wiki/
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………... 3.
Тематическое планирование занятий.……..…………...……………….. 8.
Содержание программы………………………………………………….. 9.
Конспекты занятий……………………………………………………….. 9.
Литература………………………………………………………………. 18.
Глоссарий………………………………………………………………... 19.