УТВЕРЖДЕН
Приказом № 97 от 31.08. 2021г.
Учебный план
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Зарубинская общеобразовательная
школа-интернат
психолого-педагогической поддержки»
для 5 – 9 классов
на 2021-2022 учебный год
Рассмотрен и утвержден на заседании
педагогического совета школы-интерната
Протокол № 1 от 30.08.2021г.
Пояснительная записка к учебному плану
МБОУ«Зарубинская общеобразовательная школа-интернат
психолого-педагогической поддержки»
на 2021-2022 учебный год
Учебный план МБОУ «Зарубинская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки» - нормативный правовой акт, устанавливающий перечень общеобразовательных и специфических коррекционных предметов, коррекционных курсов и объём учебного времени, отводимого на их изучение в каждом классе.
Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью предусматривает девятилетний срок обучения для получения ими общего образования и профессионально-трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации.
Учебный план МБОУ «Зарубинская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки» составлен на основании следующих нормативных документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации";
- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант, II вариант (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
- Приказа № 1129 Департамента образования и науки Кемеровской области от 24.06.2016г. «О методических рекомендациях по составлению учебных планов и планов внеурочной деятельности для1-11(12) классов образовательных организаций Кемеровской области в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
- Приказа Министерства просвещения РФ № 766 от 23 декабря 2020 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...") (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573).
Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно-отсталых обучающихся, специфические коррекционные предметы, а также коррекционные курсы.
В V – IX классах из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: русский язык (чтение и развитие речи и письмо и развитие речи), математика, биология, история Отечества, география, изобразительное искусство, музыка и пение, осуществляется физическое воспитание, профессионально-трудовое обучение. В V-VI классах введено природоведение, в VI классе – мир истории, в VIII – IX – обществознание. В V – IX классах из математики один час в неделю отводится на изучение элементов геометрии.
В V – IX классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность.
Профессионально-трудовое обучение (профильный труд) проводится по программам «Сельскохозяйственный труд» и «Швейное дело».
В VII – IX классах запланирована трудовая практика по профилю обучения.
Летняя трудовая практика в VII классе проводится в течение 10 дней, в VIII – IX классах – в течение 20 дней.
По окончании IX класса обучающиеся сдают экзамен по профессионально-трудовому обучению и получают документ об образовании (свидетельство об обучении).
Предметная область «Коррекционная подготовка» входит в обязательную часть и представлена учебным предметом «Социально-бытовая ориентировка» в VI – IX классах.
Коррекционно-развивающая область представлена логопедическими занятиями, а также коррекционными курсами по выбору школы-интерната. Коррекционные индивидуальные и групповые занятия и коррекционные курсы проводятся как в первую, так и во вторую половину дня.
Специфической формой организации учебных занятий для обучающихся с выраженными речевыми нарушениями являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия (V – VII классы), составленные на основе авторских программ Ефименковой Л.Н., Козыревой Л.М., Коноваленко В.В. Группы комплектуются с учётом однородности и выраженности речевых нарушений.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений (по предметным областям) распределена следующим образом: в V классе добавлено по одному часу на изучение предметов «Русский язык» и «Математика», в VI классе – «Математика» и «Профильный труд», в VII – IX классах – профессионально-трудового обучения.
С целью удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и коррекции недостатков в их психическом и (или) физическом развитии в V – IX классах введены коррекционные курсы «Правовые знания», «Школа безопасности», «Познаю себя и других», «Линия жизни», «Я и социум», «Умное чтение». Занятия проводятся с небольшими группами обучающихся для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность свободно ориентироваться в современном обществе и быту.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса. Школа-интернат предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Внеурочная деятельность реализуется по следующим программам:
V – VI класс – «Будь здоров», «Хочу всё знать», «Учись хорошо – живи честно», «Растём и развиваемся»;
VII – VIII класс – «Тропинка к здоровью», «Жить среди людей», «Создай себя», «Хочу всё знать»;
IX класс – «Дороги, которые мы выбираем», «Здоровье – это здорово!», «Хочу всё знать», «Быть воспитанным здорово».
Для реализации учебного плана в МБОУ «ЗОШИ» соблюдаются определённые организационно-педагогические условия.
Обучение в школе ведётся в одну смену. Занятия начинаются в 8 часов 30 минут.
Продолжительность уроков в V – IX классах – 40 минут.
Количество учебных недель в V – IX классах – 34. Продолжительность каникул – не менее 30 дней в течение учебного года и не менее 90 дней в летний период.
Предельно допустимая аудиторная нагрузка соответствует пятидневной учебной неделе.
Четвертная промежуточная аттестация проводится на основе текущего контроля с учётом контрольных работ по русскому языку (письму и развитию речи), математике. При выставлении четвертной отметки учитывается отметка за контрольную работу и результаты текущего контроля. Четвертная отметка выставляется как округлённое по законам математики до целого числа среднее арифметическое текущих отметок, полученных обучающимися по данному предмету, курсу. Годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов четвертных промежуточных аттестаций и представляет собой среднее арифметическое результатов четвертных аттестаций.
5-6 классы
Предметные области |
Классы
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
||||
V |
VI |
Всего |
||||
Обязательная часть |
||||||
1. Язык и речевая практика |
1.1.Русский язык 1.2.Чтение (Литературное чтение) |
5 4 |
4 4 |
9 8 |
||
2. Математика |
2.1.Математика 2.2. Информатика |
5 |
5 |
10
|
||
3. Естествознание |
3.1.Природоведение 3.2.Биология 3.3. География |
2 - - |
2
2 |
4
2 |
||
4. Человек и общество |
4.1. Мир истории 4.2. Основы социальной жизни 4.3. История отечества |
- 1
- |
2 1
- |
2 2
|
||
5. Искусство
|
5.1. Изобразительное искусство 5.2. Музыка |
2
1 |
-
- |
2
1 |
||
6. Физическая культура |
6.1. Физическая культура |
3 |
3 |
6 |
||
7. Технологии |
7.1. Профильный труд |
6 |
7/7 |
20 |
||
Итого |
29 |
37 |
66 |
|||
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) |
29 |
30 |
|
|||
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) |
Я и социум |
1 |
1 |
2 |
||
Школа безопасности |
1 |
1 |
2 |
|||
Познаю себя и других |
1 |
1 |
2 |
|||
Умное чтение |
1 |
1 |
2 |
|||
Логопедия |
2 |
2 |
4 |
|||
Итого |
6 |
6 |
12 |
|||
Внеурочная деятельность: |
Учись хорошо, живи честно |
1 |
1 |
2 |
||
Будь здоров |
1 |
1 |
2 |
|||
Хочу всё знать |
1 |
1 |
2 |
|||
Растём и развиваемся |
1 |
1 |
2 |
|||
Итого |
4 |
4 |
8 |
|||
Обучение на дому |
33 |
16 |
49 |
|||
Всего к финансированию |
72 |
135 |
||||
7-9 классы
Предметные области |
классы
учебные предметы |
Количество часов в неделю |
||||
VII |
VIII |
IX |
|
|||
Обязательная часть |
|
|
|
|
||
Язык и речевая практика |
Чтение и развитие речи |
3 |
3 |
3 |
|
|
Письмо и развитие речи |
4 |
4 |
4 |
|
||
Математика |
Математика |
4 |
4 |
3 |
|
|
Естествознание |
Природоведение |
|
|
|
|
|
Биология |
2 |
2 |
2 |
|
||
География |
2 |
2 |
2 |
|
||
Человек и общество |
История Отечества |
2 |
2 |
2 |
|
|
Обществознание |
|
1 |
1 |
|
||
Искусство |
Изобразительное искусство |
1 |
|
|
|
|
Музыка и пение |
1 |
1 |
|
|
||
Технология |
Трудовое обучение |
|
|
|
|
|
Профессионально-трудовое обучение |
9 |
10/10 |
12/12 |
|
||
Трудовая практика (в днях) |
10 |
20 |
20 |
|
||
Физическая культура |
Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
|
|
Коррекционная подготовка |
Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности |
|
|
|
|
|
Социально-бытовая ориентировка |
2 |
2 |
2 |
|
||
Максимально допустимая недельная нагрузка по образовательным областям при 5-дневной учебной неделе |
32 |
33 |
33 |
|
||
Коррекционно-развивающая область |
Логопедические занятия |
2 |
|
|
|
|
Познаю себя и других |
1 |
1 |
1 |
|
||
Школа безопасности |
1 |
1 |
1 |
|
||
Правовые знания |
|
1 |
1 |
|
||
Линия жизни |
|
1 |
1 |
|
||
Я и социум |
1 |
1 |
1 |
|
||
Внеурочная деятельность |
4 |
4 |
4 |
|
||
Список учебников по классам
5 класс
|
Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г., Русский язык, Просвещение, 2020 |
Малышева З.Ф., Чтение, Просвещение, 2020 |
Перова М.Н., Капустина Г.М., Математика, Просвещение, 2020 |
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н., Природоведение, Просвещение, 2020 |
Ковалёва Е.А., Сельскохозяйственный труд, Просвещение, 2020 |
Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г., Швейное дело, Просвещение, 2020 |
Рау М.Ю., Зыкова М.А. Изобразительное искусство, Просвещение , 2021 |
6 класс
|
Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Чтение Просвещение, 2021 |
Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г., Русский язык Просвещение, 2021 |
Капустина Г.М., Перова М.Н. Математика Просвещение, 2021 |
Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. Технология. Швейное дело, Просвещение, 2021 |
Ковалева Е.А., Технология. Сельскохозяйственный труд, Просвещение, 2021 |
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н., География, Просвещение, 2021 |
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н., Природоведение, Просвещение, 2021 |
Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В., Мир истории, Просвещение, 2021 |
7 класс
|
Аксенова А.К. Чтение Просвещение, 2006 |
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык Просвещение, 2006 |
Алышева Т.В. Математика Просвещение, 2006 |
Клепинина З.А. Биология Просвещение, 2005 |
Пузанов Б.П., Бородина О.И. История России Владос, 2005 |
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География России Просвещение, 2005 |
Ковалева Е.А. Сельскохозяйственный труд Просвещение, 2006 |
Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Технология швейное дело Просвещение, 2011 |
8 класс
|
Воронкова В.В., Пушкова И.Е. Чтение Владос, 2008 |
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык Просвещение, 2004 |
Эк В.В. Математика Просвещение, 2005 |
Никишов А.И., Теремов А.В. Биология животные Просвещение, 2004 |
Пузанов Б.П., Бородина О.И. История России Владос, 2005 |
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География материков и океанов Просвещение, 2005 |
Ковалева Е.А. Сельскохозяйственный труд Просвещение, 2006 |
Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Технология швейное дело Просвещение, 2011
|
9 класс
|
Аксенова А.К., Шишкова М.И. Чтение Просвещение, 2006 |
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык Просвещение , 2006 |
Перова М.Н. Математика Просвещение, 2005 |
Романов И.В., Агафонова и.Б. Биология :человек, Дрофа, 2010 |
Пузанов Б.П.,Бородина О.И. История России, Владос, 2005 |
Лифанова Т.М.,Соломина Е.Н. География материков и океанов , Просвещение, 2005 |
Ковалева Е.А. Сельскохозяйственный труд, Просвещение, 2008 |
Мозговая Г.Г.Картушина Г.Б. Технология швейное дело Просвещение, 2011 |